
Табылды Акеров: Проблему межэтнических отношений и интеграции нужно рассматривать через призму защиты прав человека
\"Нам необходимо проблему межэтнических отношений и интеграции народов Кыргызстана рассматривать через призму защиты прав человека. Кыргызстан сегодня страна клановой демократии. Государство не может ничего противопоставить кланам. В то же время, представители этнических меньшинств не могут защищать себя по закону.
Практически все мы знаем, что министр Сабиров не был задержан с поличным. Однако его осудили. Если вместо него был бы кыргыз, он давно был бы на свободе. Интересы этнических меньшинств должны защищаться через призму прав человека, что может открыть широкий путь к интеграции между различными этносами\".
Табылды Акеров, политолог, кандидат исторических наук высказал \"Озодагон\" свое мнение о том, как можно предотвратить этнические конфликты и добиться стабильности.
– В Кыргызстане межэтническая стабильность в обществе остается хрупкой. За короткую историю страна пережила несколько кровавых конфликтов в этой сфере. Как Вы думаете, в чем их причина и что делать, чтобы они не повторялись?
- Если общество желает, чтобы государство развивалось стабильно и стало сильным, то оно не должно налагать на него лишние обязательства и ответственность.
Сегодня нам необходимо отказаться от старых советских стереотипов мышления и мыслить по современному, по рыночному. Нам необходимо проблему межэтнических отношений и интеграции народов Кыргызстана рассматривать через призму защиты прав человека.
Я и раньше был против принятия различных концепций, документов по этническим вопросам. И сегодня тоже хотел бы поделиться со своим мнением относительно обсуждаемой экспертным сообществом «Концепции укрепления единства и межэтнических отношений в Кыргызстане».

Я думаю, что Кыргызстан в этом вопросе должен уделить внимание опыту западных стран. Мы не можем идти по пути тех президентов Акаева и Бакиева, которые правили, разделяя кыргызское общество по национальным квартирам. Искусно играя и решая проблемы урегулирования межэтнических отношений внутри страны в свою пользу, для укрепления личной власти и семейно-кланового, авторитарного режима.
А. Акаев свое время создал Ассамблею народов Кыргызстана. И разработал идеологию «Кыргызстан -наш общий дом». Но от этого мы не стали толерантными, не начали уважать друг друга, бережно относиться к государственному языку и т.д. Имея мощные идеологические документы, Кыргызстан пережил две крупных межэтнических конфликтов. Не сработала ни Ассамблея Кыргызстана, ни идеология «Кыргызстан –наш общий дом».
– Почему усилия властей в этой области оказались тщетными?
- Потому, что в Кыргызстане, как и на всем постсоветском пространстве наблюдается неправильный подход к проблеме межэтнических отношений. В Кыргызстане решение этой проблемы изначально пошло по неправильному пути. Так как А. Акаеву в то время нужно было укрепить свою власть в стране, он создал Ассамблею народов Кыргызстана.
Создание этой организации решало несколько задач: во-первых, отвечало одному из условий в привлечении инвестиции страну. Кыргызстан должен был развиваться по демократическому пути, во-вторых, обеспечивало голоса этнических меньшинств, в-третьих, оказывало поддержку семейно- клановому режиму. Однако, это мешало интеграции этнических меньшинств с титульной нацией, с кыргызами.
Титульный этнос-кыгызы жили сами по себе, а этнические меньшинства сами по себе, что обеспечивало обособленность, автономность этнических групп и т.д. Ассамблея также мешала процессу естественного отбора среди этнических групп, обособлению самых сильных личностей среди них и привлечению их к государственной службе.
Проблемы межэтнических отношений очень хорошо решены на Западе, где интересы этнических меньшинств защищаются правами человека. То есть, пока мы были в составе СССР, Запад уже решил все эти вопросы. И поэтому сегодня там нет межэтнических конфликтов. Например, во многих городах Запада очень много живут этнических тюрков, от 60 тысяч и выше.
В Берлине тюрков несколько миллионов. Но их интересы, права защищены законами государства. Таким образом, тюрки быстро адаптировались в немецкой среде. Все тюрки говорят на государственном немецком языке. И так обстоит дело со всеми этническими меньшинствами, китайцами, арабами, корейцами и другими, которые компактно проживают в Западных странах, где государство не нагружено лишними обязательствами. Поэтому у них царит стабильность и покой.
Нет межэтнических конфликтов, так как все представители этнических меньшинств считают себя, прежде всего, гражданами того государства, в котором они проживают, а их права и интересы защищаются законами. Поэтому, экс-президент Турции Тургут Озал - курд по происхождению, является гордостью всего тюркского народа. Так как, Тургут Озал прежде всего, был патриотом и служил Турции.

Каждое государство имело свои особенности формирования. Например, в Киевской Руси государство образующим народом было этническое меньшинство - варяги, которые прибыли из Северных стран. В Центральной Азии народы, строившие каганаты, являлись государство образующими этносами. Например, в Великом Тюркском каганате -тюрки, Енисейском Кыргызском -кыргызы, но все остальные народы, входившие в эти государственные образования, также считались народом единого государства. Тюркские каганы говорили «менин тюрк будунум» («мой тюркский народ»). Манас считал все народы своего государства своим народом, не деля по этническим признакам.
В эпосе говорится: «Кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым». И многие племена под влиянием аристократического племени принимали имя, господствующего рода, воспринимая себя как часть ведущего этноса в стране.
В Кыргызстане кыргызы составляют 3 804 788, узбеки 768 405, русские 419 583, дунгане 58 409 тысяч, все остальные народы не набирают даже 50 тысяч человек. В этой ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, спрашивается, есть ли необходимость политизировать проблему межэтнических отношений и называть организацию этнических меньшинств страны - Ассамблеей народов Кыргызстана. Тем самым, деля наше общество по этническим квартирам, махаллям, и пр. обязывая государство еще более сложными и не выполнимыми задачами. Ни одно государство мира не способно решить национальные вопросы на 100% .
Создание Ассамблеи народов Кыргызстана, принятие различных Концепций не отвечает потребностям и законам рыночной экономики, так как, они налагают новые обязательства и ответственность государству, которое не сможет реализовать подобные программы и документы в условиях рыночной экономики.
И именно поэтому каждый раз мы получаем замечания от западных стран и РФ, что в Кыргызстане не соблюдается права человека. А все потому, что мы выбрали не верный подход к решению этой проблемы. Страны Запада тем сильны, что с самого начало решили этнические проблемы, обеспечивая защиту прав человека.
Отметим, что и сегодня ими делается достаточно много для укрепления могущества и стабильности государства. Например, совсем недавно президент США Б. Обама подписал закон, согласно которой иностранцы-мигранты желавшие получить американское гражданство обязаны знать государственный язык США. РФ обязывает всех мигрантов сдавать экзамены на государственном языке и т.д. Несомненно, эти меры направлены на укрепление мощи государства. Мы тоже в Кыргызстане должны проводить подобную политику, вводить новые нормы, правила и т.д.
Нам необходимо следовать опыту западных стран. И если мы хотим, чтобы Кыргызстан стал сильным государством, наше общество больше не делилось по национальным квартирам, то мы должны прекратить создавать различные этнические общественные институты, разрабатывать документы и концепции, которые просто не выполнимы.
Мы должны понимать, что этнос - это такой социальный организм, который всегда бывает в движении, этнос постоянно мигрирует. Если при СССР в Кыргызстане русских было чуть ли 21,5% (1989г.), то мы видим сегодня, что русские составляют всего лишь 7,8% (2009г.). Кыргызы тоже уезжают сегодня заграницу. И мы уже опасаемся, что через лет 20, в Кыргызстане кыргызы могут стать этническим меньшинством.
Кыргызы, как титульная нация, не имели серьезных межэтнических конфликтов с представителями этнических меньшинств, кроме как с узбеками на юге страны, где наблюдается компактное проживание представителей этого народа. Так как все остальные народы слишком малочисленны. В Кыргызстане численность узбеков и русских достигают численности самых крупных племен и объединений кыргызов, а все остальные по численности не могут приблизиться даже к средним.
Кыргызстан сегодня страна клановой демократии. И кыргызам легче провести разборку, в случае необходимости.
– Например?
- Например, когда заводят уголовное дело, кыргызы всем кланом, идут на митинги, требуют срочного освобождения, перекрывают дороги и т.д. Таким образом, кланы сегодня нужны для того, чтобы добиться своих целей, действуют по не писаным законам. Кланы совершают революции, государственные перевороты и т.д. Государство не может ничего противопоставить кланам. В то же время, представители этнических меньшинств не могут защищать себя по закону, не говоря уже по каким-то не писаным правилам.

Например, экс-министр Р. Сабиров и другие. Практически все мы знаем, что он не был задержан с поличным, со взяткой. Однако его осудили на 5 лет. Если вместо него был бы кыргыз, он давно был бы на свободе, и даже успел бы восстановиться на работе.
Но мы до сих пор мыслим по-советски. И делим наши народы по национальным признакам и квартирам. СССР считался единым и неделимым государством, представители этнических меньшинств могли уехать в любую точку в рамках данного социалистического государства.
Но сегодня совсем другие условия. Поэтому, сегодня мы не можем представителей не титульной нации, проживавших в Кыргызстане, отделять от кыргызов, придумывать для них специальный термин или категорию, называть их «этническим меньшинством».
Если быть более конкретными, то все народы, живущие в Кыргызстане, является этносоциальными группами, представляющие различные этносы. В том числе и кыргызы. Поэтому их не надо делить на категории, они могут называться просто социальной группой этническими: русскими, украинцами, тюрками и т.д.
Например, этнический русский кыргызского происхождения, что ближе к процессу интеграции этносов, происходящего внутри одного государства. В России кыргызов можно называть кыргызами русского русского происхождения. Возможно, именно такой подход может обеспечить воспитывать истинных патриотов Кыргызстана. Представители каждой социальной группы будут стараться дать стране самых сильных личностей и не будут опасаться за свою судьбу и судьбу своих детей, будут любить и дорожить Кыргызстаном.
Сегодня нам необходимо отказаться от старых советских стереотипов мышления и мыслить по-современному, по-рыночному. Нам необходимо проблему межэтнических отношений и интеграции народов Кыргызстана рассматривать через призму защиты прав человека.
- Что для это нужно?
- Нам необходимо принять концепцию защиты прав человека в Кыргызстане. То есть, государство должно обеспечивать, прежде всего, соблюдение прав человека в Кыргызстане. Государство, прежде всего, должно уделять большое внимание правам человека, интересы представителей этнических меньшинств должны защищаться через призму прав человека, что может открыть широкий путь к интеграции между различными этносами, проживавшими в Кыргызстане.
Ибо те документы, которые мы постоянно принимаем и меняем, усиливаем ,не принесут стабильности нам. Стабильность обеспечивают прежде всего законы, которые ориентированы на защиту прав человека. И только таким путем, усиливая законодательную базу, Кыргызстан может стать стабильным и могущественным государством. И тогда у нас тоже появятся сильные государственные деятели, политики подобно Тургута Озала - курда по происхождению, но являвшегося гордостью 55 млн. турецкой нации, и не будет осужденных и презренных определенной частью общества, подобно правозащитнику Азимжану Аскарову, этнического узбека.
Беседовала Солто Темир,
\"Озодагон\"
Комментарии:
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Самое обсуждаемое
АРХИВ
« | » | |||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Пока комментариев нет (